Великая Китайская стена – один из самых грандиозных памятников архитектуры в истории человечества. Стена протянулось с востока на запад в северной части Китая. Словно гигантский дракон она пролегает над пустынями, полями, горами и плато являя собой воплощение древней китайской мудрости и настойчивости. Китайцы говорят, что тот, кто не поднимался на Великую Китайскую стену, не был в Китае. И это действительно так! Ведь Стена – один из главных и самых узнаваемых символов Китая, история которого насчитывает уже более 2000 лет.
Узнаем больше об этом масштабном сооружении: история Великой китайской стены, значение, описание, участки доступные для туристов.
Описание
· Общая длина Великой Китайской стены вместе с ответвлениями – более 21 000 километров
· Стена включает в себя крепости, горные проходы, сигнальные вышки и заставы
· В 1987 году Великая Китайская стена была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
·Является одним из новых семи чудес света
История
Строительство первых участков Великой Китайской стены началось в 3 веке до н.э., в период Сражающихся царств. Тогда Китай не был единым — мелкие государства воевали между собой. Для защиты от набегов кочевых народов отдельные крупные государства Китая начали возводить защитные стены. Стоит отметить, что отстраивались сразу несколько участков, не соединенных между собой. Некоторые из них были просто земляным валом и служили укреплением вблизи городов на севере Китая. Впоследствии эти участки несколько раз перестраивали и достраивали.
Во времена правления императора Цинь Шихуанди (259—210 гг. до н. э., династия Цинь) империя объединяется в единое целое и достигает небывалого могущества. Стране как никогда прежде требуется надежная защита от кочевых народов. Так, по приказу императора началось строительство единой стены вдоль гор Иншань, расположенных на севере современной КНР. Более ранние постройки укрепляли и расширяли, затем соединяли с основной стеной, а участки ранее разделявшие отдельные царства сносили.
Строительство длилось более 10 лет и было сопряжено с многочисленными трудностями. Так как стену строили прямо вдоль гор, организовать соответствующую инфраструктуру для строительства было невозможно: не было дорог, не хватало воды и пропитания для участвующих в работах. Сама местность также была чрезвычайно сложна для ведения работ: стена тянулась прямо вдоль горной цепи, поэтому при строительстве приходилось преодолевать как высокие подъемы, так и глубокие ущелья. Антисанитария, некачественная еда, отсутствие чистой воды приводили к высокой смертности среди рабочих. На замену погибшим по всей стране была развернута поголовная мобилизация взрослого населения. Это вызвало всеобщее недовольство и привело к восстаниям во многих провинциях, что стало еще одной причиной падения династии Цинь.
До Циньской династии значительная часть Великой Китайской стены строилась из простейших материалов, преимущественно с использованием трамбовки земли: слои глины, гальки и других местных материалов прессовались между щитами из прутьев или тростника. В период Цинь на некоторых участках начали применять каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. Каменные конструкции широко использовались при возведении Стены на востоке. На западных территориях, где камень был недоступен возводили большую насыпь.
Размеры стены разнились по участкам, в среднем высота составляла 7,5 м, а ширина — 6,5 м. На протяжении всей стены возводились башни. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров, что приравнивалось к дальности полета стрелы.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) стена была расширена на запад до Дуньхуана (город в провинции Ганьсу на северной части центрального Китая). При следующей династии — Цзинь — было восстановлено и построено около 10 000 км стен — вдвое больше, чем в эпоху Цинь.
Те участки Великой стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). Укрепления строились из камня, блоки скреплялись рисовой кашей с добавлением гашеной извести. На стройке трудился почти 1 млн рабочих. Стена стала выполнять не только функцию защиты, но и передачи сообщений при помощи огня, дыма и боя барабанов. Информация проходила весь путь всего за 22 – 26 часов.
Значение
Великая китайская стена символизирует объединение Китая. Образ Великой стены в виде фона ярких событий присутствует в мифах, романах и драмах. Великая Китайская стена упоминается и в Государственном гимне КНР.
Несмотря на то, что военное применение сооружения было провальным ( враги находили слабо укрепленные места или подкупали стражников), однако со временем стена приобрела символическое значение. Она стала обозначать созидательную силу и стойкость китайского народа. В китайском языке слово, обозначающее сам проект (Chángchéng), приобрело также образное значение «несгибаемая могущественная сила, непреодолимый барьер».
Что посмотреть на Великой Китайской Стене
Великая стена — конструкция не цельная. За долгие века существования многие участки Стены превратились в руины, поэтому сейчас посетить можно лишь некоторые отреставрированные сегменты. Чаще всего они расположены неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой. Конечно, имеются и дикие участки Великой стены, до которых добираются самые смелые энтузиасты, однако это занятие довольно опасное, предугадать обвалы стены невозможно (а их шансы на древнейшем сооружение точно не равны нулю).
Самые популярные участки среди туристов: Бадалин, Мутяньюй, Цзюйюнгуань, Сыматай, Хуанхуачэн.
Бадалин
Один из самых известных участков Великой стены, расположенный всего в 70 км от Пекина. Бадалин был открыт в 1957 году после реконструкции, и стал первым участком стены доступным для туристов. В древности Великая стена Бадалин являлась очень важным проходом для защиты Пекина с северной стороны и называлась “Ключом к северным воротам города”. Сейчас Бадалин привлекают туристов своим удобным положением и хорошо сохранившейся архитектурой, которая позволяет представить стену в ее первоначальном виде.

Входной билет: взрослые – 40 rmb (апрель-октябрь), 35 rmb (ноябрь-март), билеты можно приобрести на месте или заранее онлайн; фуникулер в одну сторону – 100 rmb, билет туда-обратно – 180 rmb.
Часы работы: 6:30-16:30 (апрель-октябрь), 7:30-16:00 (ноябрь-март)
Мутяньюй
Участок Великой стены Мутяньюй гораздо менее многолюдный, чем Бадалин, и особенно популярен среди иностранных путешественников. Мутяньюй является одним из самых живописных участков Великой Китайской стены: здесь вы сможете насладиться великолепными пейзажами и невероятными горными вершинами вокруг. На протяжении всей длины участка стены Мутяньюй очень часто расположены башни и крепости, ее так же отличает особое положение бойниц, которые спроектированы с обеих сторон стены. Мутяньюй обладает уникальной архитектурой: здесь три наблюдательные вышки стоят рядом на главной платформе, что встречается крайне редко.

Входной билет: 40 rmb, билеты можно приобрести на месте или заранее онлайн; фуникулер/спусковая дорожка в одну сторону – 100 rmb, билет туда-обратно – 140 rmb.
Часы работы: пн-пт 7:30-18:00, сб-вс 7:30-18:30 (апрель-октябрь), 8:00-17:30 (ноябрь-март), продажа билетов заканчивается за час до закрытия.
Цзюйюнгуань
Как и многие другие сохранившиеся секции Великой Китайской стены участок Цзюйюнгуань был построен во времена правления династии Мин. Крепостные стены здесь проходят меж отвесных гор, на высоте 800 метров над уровнем моря. Это один из наиболее стратегически важных участков: расстояние от Стены до центра Пекина составляет менее 60 километров, поэтому ранее Цзюйюнгуань являлся главным препятствием для врагов, желавших попасть в столицу. Проход делится на два отрезка – южный, непосредственно Цзюйюнгуань, и северный – Бадалин (о нем мы говорили чуть выше).

Входной билет: 40 rmb, билеты можно приобрести на месте или заранее онлайн
Часы работы: 8:30-16:30
Сыматай
Перевал Сыматай был построен среди труднодоступных горных цепей. Общая протяженность – 5,4 километров, по всему участку расположены 35 наблюдательных вышек. Одноименное водохранилище делит Стену на две части – восточную и западную. На Сыматай стоит посетить Небесную лестницу, уходящую уходящую круто вверх под уклоном в 85 градусов, и Мост к небесам, длина которого составляет не более 100 метров, а ширина – всего 40 см. Поездку на данный участок Стены можно совместить с экскурсией в город на воде Губей, расположенный поблизости.

Входной билет: 40 rmb; билет с фуникулером в одну сторону 110 rmb, туда-обратно 180 rmb; билет с поездкой в город на воде Губей 280 rmb.
Часы работы: 9:00-17:00 (войти можно до 15:00)
Хуанхуачэн
Отрезок Великой Китайской стены Хуанхуачэн, по названию желтых цветов, что распускаются здесь каждое лето, является является единственным сегментом Великой китайской стены, расположенным на воде. Этот участок стал популярным для пеших походов и кемпингов благодаря сочетанию прекрасных озерных пейзажей и туристических троп, не потерявшим свой исторический облик. Горы с богатой растительностью, окружающие Хуанхуачэн летом окрашиваются в желтый, благодаря чему пейзажи особенно красиво получаются на фотографиях.

Входной билет: 60 rmb
Часы работы: 8:00-17:00 (апрель-октябрь), 8:30-16:30 (ноябрь-март)
Полезные советы:
- Подготовьте удобную обувь, так как на Стене бывают довольно крутые подъемы и спуски, а весь маршрут занимает в среднем 2-3 часа.
- Если едете в сезон дождей, возьмите зонт\дождевик, теплые вещи.
- Запаситесь питьевой водой и перекусами. На территории достопримечательности находится много магазинчиков, однако цены в них гораздо выше обычных.
- Обязательно берите с собой фотоаппарат или все что может делать памятное фото.
- Не лезьте на стену ради необычных фотографий, можно легко оступиться.
- Используйте поручни на крутых склонах.
- Ехать на Великую Китайскую стену можно в любой период года. В холодные месяцы бывает меньше туристов, а летом стоит более привлекательная погода.
- Постарайтесь не попасть в китайские праздники, в этот период ожидается наплыв туристов.